«Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность» (Бытие гл.15 ст.6)
Сегодня наш разговор будет о вере. Вопрос вроде бы простой, и в то же время не сразу понимаемый именно в том ракурсе, в котором говорит об этом Библия. Если поинтересоваться у первого встречного человека, верит ли он в Бога, то могут быть два ответа: первый — нет я не верю, и второй — да в душе я верю. Но вот здесь начинается самое интересное. Когда нам задают такой вопрос, то отвечая положительно, мы имеем ввиду, что да, я признаю, что Бог есть, или по крайней мере, есть какая то сила, которая наблюдает за всем происходящим и руководит добром и злом. Но если мы внимательно будем вчитываться в Слово Божье, то нам потихоньку будет открываться то, что Бог не нуждается в том, чтобы в Него просто верили. Он существует независимо от нашей веры. Апостол Иаков в своем послании говорит:
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.» (Посл.Иакова гл.2 стих 19)
В существовании Творца даже бесы не сомневаются и трепещут перед Ним. Поэтому, когда мы говорим, что не верим в Бога, или верим только в Его существование, в масштабах духовного мира это ничто. Существование Бога не зависит от нашего мышления. Своим отрицанием Его, мы обнаруживаем свое ущербное мышление, над которым уж бесы-то точно посмеются. По этому поводу Давид Царь Израиля говорит:
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13 ст.1).
Давид называет безумным, человека, который даже не вслух, а сердце своем сказал, что Бога нет.
Есть такая поучительная притча: После революции в России, большевики решили объявить всем, что Бога нет. И вот с трибуны на площади, где собралось много народа, было объявлено: Бога нет! Поэтому, давайте все вместе, в подтверждение этого покажем в небо фиги. Ну и все люди стали показывать в небо фиги, только один мужик не показывает. Тогда его спрашивают, а ты почему не показываешь, ведь сказали же: Бога нет. Он говорит им: Если Бога нет, то зачем фиги в небо показывать, а если Он есть, то я Его боюсь. — Вот такая мудрая у мужика логика.
Но что же тогда…? Что Бог хочет от своего творения? Давайте вернемся к стиху, с которого начался наш разговор, и посмотрим, что же произошло немного раньше, и за что Аврам получил праведность?
А дело было так… Аврам, вместе со своим отцом, племянником Лотом, женою Сарою вышли из Ура Халдейского чтобы следовать в землю Ханаанскую, как повелел им Бог. Авраму было на то время 75 лет и жена его Сара, которой было уже 65 лет была неплодной. Далее случилось так, что пастухи Лотовы стали препираться с пастухами Аврама из-за овец. И сказал Аврам Лоту. Чтобы не было между нами распри, возьми твой скот и выбери место куда тебе пойти, а я пойду в другом направлении. Так и сделали. Лот ушел по направлению к Египту, а Аврам пошел в противоположном направлении. В скором времени, Бог обратился к Авраму и сказал : все, что ты видишь вокруг себя, все это Я дам во владение потомкам твоим, которых будет, как песок земной. И еще сказал ему, чтобы он прошел в длину и в ширину всю землю Ханааанскую, потому, что Он дает во владение эту землю потомкам Аврама. И Аврам двинул шатры. Это было первое Слово Господа к Авраму, испытание на слышание Господа и послушание Ему. По прошествии 10 лет странствования Аврама, Бог благословил его всяким богатством земным, крупным и мелким скотом, шатрами, слугами и служанками. Но одна беда была у Аврама, у них с Сарой не было детей. Во время странствования Аврама по земле Ханаанской Бог уже обещал, что благословит Его потомством, и что потомство Его будет, как песок морской, и так же сказал, что у Аврама будет наследник, которого родит ему его жена Сара.
«Аврам поверил Господу, и Он вменил это ему в праведность».(Бытие гл.16.стих 5)
Но время шло, а Бог не торопился исполнять своего обещания. И тогда Сара сказала Авраму (в переводе на современный язык): Бог обещал тебе потомство, а мы уже становимся старыми, пока совсем не постигла нас немощь, возьми мою служанку, пусть она родит нам от тебя сына. И будем считать его нашим с тобой наследником. Так исполнишь ты то, что обещано тебе. Аврам послушался жены своей и взял Агарь, служанку Сарину и она зачала и родила сына. И назвали его Измаил. Но через это пришли не радости, а только трудности, потому, что Агарь, стала возноситься над своей госпожей, видя, что родила Авраму сына.
Прошло еще 14 лет. И Бог вновь обратился к Авраму. Авраму было тогда 99 лет. И вновь Бог начинает говорить ему о благословении, которое Он изольет на потомков Аврама, и клятвенно обещает им землю Ханаанскую. Но в этот раз Бог говорит настолько конкретно и подробно, что даже меняет Авраму имя на Авраам, что означает «отец множества народов». Он говорит, что заключит с Аврамом завет, который должны будут соблюдать все потомки Авраама после него во все роды их. Впервые Бог говорит о том, что весь мужской пол в роду Авраама должен быть обрезан. Необрезанный истребится из рода сего. Бог давал через Авраама указания людям, которых еще не было и в помине. Бог называл несуществующее, как существующее. Он учил Авраама доверять Ему. И все было бы ничего, Авраам слушал и внимал голосу Бога, пока дело не дошло до Сары. Оказывается, Бог совсем не имел ввиду потомков через Измаила, сына Агари. Он открыто Сказал Аврааму, что потомство будет от Сары. И точно так же поменял ей имя. Теперь она больше на Сара, но Сарра — мать множества народов. Наверное, до этого момента, Аврааму было легко верить Богу, ведь у него уже был сын Измаил, и все остальное, что Бог обещал, вполне могло произойти по прошествии многих лет. В ответ на Слова Бога о Сарре, Библия говорит нам, что Авраам рассмеялся:
«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену свою не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. И пал Авраам на лице своё и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра девяностолетняя, неужели родит?» (Бытие гл.17 ст.15-17)
Авраам пытается мерить обетования Божьи человеческими мерками, поэтому далее он говорит Богу, да что уж там, хоть бы Измаил был бы жив и мне достаточно будет. Но Бог опять отвечает ему:
«…именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что я буду Богом ему и ] потомству его после него…» (Бытие гл.17 ст.19)
Смотрите, как Бог стимулирует веру Авраама, он уже называет сына его по имени, и говорит о благословении потомства Исаака. Еще ничего нет, еще и сына нет, еще и Сарра не беременна, да и к тому же ей 90 лет и «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось». но…
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Посл.Евр.гл.11 ст.1)
Так говорит Слово Божье, и Авраам проходил эту школу, под руководством Бога. Только одним Авраамом дело не закончилось. Бог стал говорить и к Сарре. По прошествии нескольких дней явился Господь Аврааму и вот Он спрашивает, где жена твоя Сарра? А Сарра стояла у входа внутри шатра и слушала. И сказал Господь:
«…Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году] и будет сын у Сарры, жены твоей…» (Бытие гл.18 ст.10)
Сарра, как и некогда Авраам, рассмеялась сама в себе и сказала: в молодости этого со мной не произошло, так неужто теперь, когда мы состарились, нам может дасться такое утешение. И сказал тогда Господь Аврааму, отчего это твоя жена Сарра внутренне рассмеялась, и подумала, разве может она родить, когда уже состарилась?
«Есть ли , что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году и [будет] у Сарры сын. (Бытие гл.18.стих 14)
Как вы думаете, чем закончилась эта история? А вот чем:
«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог, и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак».
Безусловно, это было радостью для Авраама и Сарры, но этому событию предшествовали двадцать с лишним лет веры. Я думаю, что Бог мог и раньше исполнить свои обетования, но в данном случае, Он медлил для того, чтобы уже не оставалось сомнения в том, что это было сотворено Им. Он хотел произвести от Авраама народ, который был бы Его народом, то есть народом, который не просто бы верил в существование Бога, но мог вполне доверять Ему во всех обстоятельствах жизни. В истории человечества должен был наступить момент, (а в нынешнее время он уже наступил) когда от того, сможет ли человек поверить в предложенное Богом Искупление, будет зависеть его жизнь и Воскресение из мертвых. Если бы Бог не говорил к Аврааму, наверное ему было бы трудно верить в то, что Бог может явить несуществующее, как существующее. Так и сегодня, чтобы в нашей жизни начали происходить чудеса Божьи, нужно, что бы Слово Божье зазвучало в нас. Нужно научиться слышать Бога через Его Слово к нам. Но где взять эту веру? Как она может родиться в сердце человека? А вот так, разбирая образы героев веры, которые предлагает нам Писание и учась на их примерах видеть Бога в своей жизни. Библия подтверждает нам это:
«Вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим. гл.10 ст.17)
Не случайно Бог проводил Авраама таким путем. Бог имел цель и намерения относительно народа Своего, который Он обещал произвести от Авраама через Исаака. «В Исааке наречется тебе семя»- сказал Бог Аврааму. Какое семя? По плоти? Но по плоти у него был Измаил. Семя по вере — свидетельство присутствия Бога в его жизни. Авраам, от которого Бог обещал произвести Свой народ, учился и проходил тяжелые испытания верой до конца своей жизни (в будущем мы будем рассматривать момент, когда Бог попросил у Авраама принести в жертву долгожданного сына своего Исаака) . Бог, предопределивший в конце времен Спасение для своего народа по вере, через смерть Сына Своего Иисуса Христа , за несколько тысяч лет до этого учил вере того, кто стал Отцом для всех верующих.
Сейчас, во времена Нового Завета, эта тема звучит очень актуально.
«Праведный верою жив будет» — так говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам ( гл.1 ст.17).
Это очень интересный стих, он мне напоминает задачку из мультфильма, помните, «Казнить нельзя помиловать». Вопрос где поставить запятую. Так и в этом стихе на первый взгляд не понятно, где должен быть знак препинания. Но зная вышеизложенную историю, становится понятно, что «Праведный верою — жив будет». Праведность, которая достигается верою в Слово Божье, она ведет к жизни. Праведность по плоти к смерти . Хочу обратить ваше внимание на один интересный момент. Во всем отрывке, который мы с вами рассматривали, даже если вы прочитаете его полностью в Библии (что очень советую) нет описания Авраама как человека. Какой он был — хороший или плохой, добрый или злой, хитрый или простой, об этом можно догадаться только по совершаемым им поступкам. Но очень много говорится о его отношении к Богу, о том, что Бог говорил ему и как он на это реагировал. Вера Авраама вменена (засчитана) ему в праведность. Только за то, что Аврам поверил тому, что сказал ему Бог, в глазах Бога он стал праведником. Какая огромная привилегия. Написано, что:
«Без веры угодить Богу невозможно!!! Обо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.» (Евр.гл.11 ст.6)
Никакие дела не перевесят веру человека в Слово Божье. Дела должны следовать за верой, как практическое её подтверждение. Самоправедность (дела без веры) — есть грех.
думаю даже если человек не верующий все равно где то в душе он обращался к его помощи, нам она просто не обходима а значит бог есть и он всегда с нами даже если человек говорит что не верю
На этот счет есть в Библии момент, когда Иисус сказал отцу одного бесноватого юноши, который хотел исцеления для своего сына, веровать в его исцеление хоть «сколько-нибудь», на что тот ответил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию.» Это самый верный путь, если человек не может веровать, сказать об этом Богу и попросить помощи.
Здравствуйте! Очень хорошо, что вы не только пересказали известную библейскую историю, но и дали ей толкование!
С большим удовольствием прочел Вашу статью. Я ловлю себя на мысли, что жду новых Ваших статей и они уже традиционно оправдывают мои ожидания. Хотел спросить Вас, в молитвах часто встречается выражение «раб Божий», скажите нужны ли Господу рабы. Бог это абсолютный разум и абсолютное добро, зачем ему жалкие рабы? Мне кажется, что люди часто приписывают Богу свои представления о мироустройстве, поэтому сами мечтая о власти над кем либо, думают, что и Господь хочет того же. Спасибо!
Владимир, вы мне помогаете в развитии темы. Я напишу об этом подробнее. А пока могу сказать, что во времена Ветхого Завета у богатых людей были рабы или слуги. Так вот, чтобы Слово Божье было ближе к народу, рассказчики часто употребляли житейские ситуации для толкования Писания. Так как рабы составляли часть общества, то используется много ситуаций с их участием или на их примерах. Спасибо вам за проявленный интерес к теме.
Интересная и поучительная история веры Аврама. Удачи!
Интересно читать статьи на такую неоднозначную тему, рассказанную простым доступным языком. Я, пока сын ходил в садик, не надевала на него крестик, не разрешали(они боялись что ребёнок его откусит от веревочки). А как в школу пошел, распросил меня зачем нужен крестик и попросил разрешения его носить. Теперь носит и если увидит, что я забыла свой надеть после ванны, приносит и говорит — «Надень, а то Боженька тебя не увидит».
Если крестик стимулирует веру ребенка, не запрещайте ему. Бог увидит его веру и коснется его.
Статья на многие вещи мне открыла глаза, а главное я поняла, что нужно обязательно верить просто верить в Бога, понравилась притча, про революционеров и мужика, очень мудро мужик поступил, еще вернусь почитать, чтобы лучше осмыслить все написанное в статье.
Библию писали и переписывали люди (такие же люди, как мы с вами), добавляя свое видение мира. Поэтому не думаю, что так уж нужно внимать и следовать написанному — это ведь чье-то мнение не Ваше. Предпочитаю составлять свое видение мира.
Дело в том, что ваше видение (равно как и лично мое), мир не спасет, и спасти не может, просто потому, что вы не Бог. Если вам не знакомо состояние, которое называется «Под водительством Духа Святого», это совсем не значит, что этого не происходило с другими людьми. А Библия писалась именно по таким водительством. Ваше мнение на сегодняшний день ведет в погибель. Будьте осторожны. Не навязывайте его другим, чтобы не понести ответственность вдвойне.
Могу сказать только спасибо,Ольга. Конечно любому современному человеку важно изучать Святые книги.
Вера, есть абсолютно в любом человеке, только вот не всегда человек открывает её перед самим собой.
Вера то может и есть, только смотря во что. Ведь большая часть всего, что происходит в этом мире, происходит по вере. Написано ведь: «по вере вашей да будет вам».
Вера и помогает, и спасает человека.