Хочу начать со стиха из Евангелия от Иоанна:
«и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (От Иоанна 8:32)
Иисус обещает слушающим Его, и всем нам в том числе, что когда мы познаем истину, то истина сделает нас свободными. Давайте, я немного расскажу о том, какая истина, от чего и как сделает нас свободными. Я больше чем уверена, что не все понимают о чем идет речь., но это не страшно, ведь для этого мы и живем, чтобы разобраться во всем, что говорит нам Писание и затем поделиться с другими. Прежде всего, я хочу поговорить о нашем сердце, из которого, как написано в Писании исходят «источники жизни». Для того, чтобы было более понятно, обратимся к трем стихам, взятым из разных мест Писания.
В первом стихе Соломон — Царь Израильский дает наставление своему сыну.
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Притчи 4:23)
В другом же месте писания Пророк Иеремия говорит:
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9)
Есть еще одно место писания уже из Нового завета, к которому мы обратимся:
«..ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,» (1-е Иоанна 3:20-21)
Если мы опираемся на то, что Библия очень логичная книга, в которой нет противоречий, то вышеуказанные стихи, хоть и говорят об одном — о человеческом сердце, но все же, имеют какой-то смысловой диссонанс. С этим мы и попробуем разобраться.
Апостол Иоанн (1-е Иоанна 3:20-21) говорит о том, что в нас самих есть внутренний критерий (или внутренний судья) наших поступков и помыслов — это наше сердце. Если оно нас осуждает (мы испытываем угрызения совести), то тем более, Бог осуждает нас, а если сердце наше спокойно, значит мы имеем мир с Богом и можем просить Его обо всем.
Но тут возникает недоразумение. Ведь есть люди которые, совершая откровенные неблаговидные поступки, тем не менее, не испытывают никаких угрызений совести, а наоборот считают себя правыми и продолжают поступать так изо дня в день. Больше того, они тоже руководствуются своим собственным сердцем. Получается, что не под каждую ситуацию подходит то, о чем говорит библия? Но давайте не будем торопиться, а все таки станем опираться на то, что:
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,» (2-е Тимофею 3:16)
Божий промысел при сотворении был в том, чтобы человек имел в себе самом некий отвес, или компас, или говоря современным языком GPS — навигатор в путешествии по жизни. И роль этого «прибора» была отведена нашему сердцу.
Глядя на общество, в котором мы живем, складывается впечатление, что в наше время с человеческим сердцем происходит что-то совсем не то, о чем говорит нам Слово Божье. Никаких источников жизни мы в нем не обнаруживаем, наоборот, злоба, зависть, распри, непонимание, не прощение, неверие, эгоизм, недовольства и прочие пакости, от которых жизнью совсем не пахнет, а скорее наоборот. Конечно, мы испытываем положительные эмоции по отношению к своим детям, например, или родителям, или друзьям, но они, к сожалению, очень часто смешиваются с раздражением, обидами, гордостью, так что оказываются совсем не продолжительными. Вот об этом как раз и говорит пророк Иеремия, что сердце человека лукаво и крайне испорчено.
При детальном исследовании человеческого сердца оказывается, что «прибор», который призван быть надежным путеводителем, оказался напрочь испорченным. Но это произошло не из-за того, что мы когда-то плохо поступали или обижали кого-то. К сожалению, даже сердце маленького ребенка уже находится точно в таком же состоянии, только пока на своем детском уровне. Все это передалось нам по наследству от нашего прародителя Адама. Как долги по кредитам передаются по наследству, так и грех был передан по наследству всем последующим поколениям людей. Вот поэтому мы и не можем быть такими, какими хочет видеть нас наш Отец, чтобы нам получить от Него благословение. Нас постоянно тянет совершать злое. Даже Апостол Павел говорит, что все что хочу делать доброго — делаю, а чего не хочу, постоянно совершаю. Это и есть последствия греха.
Не может испорченный прибор приносить пользу, пока не будет отремонтирован, наоборот, в испорченном состоянии он представляет определенную опасность, так как выдает искаженные результаты. Наверное, каждому из нас знакома процедура, которой подвергаются все точные приборы, перед тем, как будут запущены в работу: — их поверяют на точность. Другими словами это сверка показаний тестируемого прибора с неким эталоном, согласно которого и происходит его калибровка. Только после этой процедуры на прибор ставится печать, что поверка была произведена и прибор может исполнять работу, к которой он предназначен.
То же самое и с нашим сердцем. Пока мы не сверим его с эталоном, каким является для нас Слово Божье, мы не можем опираться на его «показания». Это, как раз, и есть то, что называют — Покаяние. Я думаю, что практически каждый человек, сталкивался с ситуацией, когда в ответ на наши сетования, священник или кто-то из верующих говорил, что нам нужно покаяться. Возможно, что раньше мы не понимали зачем нам это нужно, ведь мы же не считаем себя какими-то матерыми грешниками, которым непременно нужно каяться за совершенные преступления.
Но если посмотреть дословный перевод слова покаяние («метаноя» — в греческом оригинале), то слово будет означать — перемена мышления.
Об этом мы как раз сейчас и говорим. Нашему сердцу, равно, как и разуму нужна калибровка (или перемена мышления), согласно эталона — Слова Божьего.
Для того, чтобы принести любой прибор на поверку, прежде всего нужно признать, что он действительно, выдает нам не те показания, которые должен бы. Хотя, порой, мы отказываемся это признавать, пока не «клюнет», так сказать. Если водный термометр показывает не правильную температуру, а мы не обращаем на это должного внимания, можно подвергнуться ожогам и другим подобным неприятностям, хотя, часто, именно такие события, позволяют нам принять решение о неисправности прибора. Так же и с сердцем. Очень часто лишь непрекращающиеся проблемы или трагедии в нашей жизни заставляют задуматься над тем, что что-то с нашей жизнью происходит не так как должно.
И вот тогда мы вдруг понимаем, что нам действительно, нужно покаяние. Мы начинаем прислушиваться к тому, о чем нам говорит Бог в Своем Слове. Во всяком случае, мы пытаемся Его выслушать. Постепенно, наше сердце начинает меняться, пропитываясь благодатью Божьей любви к нам. Уходит все негативное и на его место приходит благодарение Богу за все, что происходило и происходит в нашей жизни, потому что благодаря, именно этим ситуациям, мы обратились к Нему и обрели прощение.
Только после того, как наше внутреннее состояние будет приведено в порядок и сердце примирится с Богом, мы вполне сможем рассчитывать на на него. Слово Божье станет для нас живым и действующим в нашей жизни: теперь, если сердце наше будет осуждать нас, то мы с точностью будем знать, что и Бог осуждает нас, значит мы совершили что-то не Божье, значит отошли от благодати. А уж если сердце наше не осуждает нас, то и Бог не осуждает, и кто бы нам чего ни говорил, нас уже невозможно сделать виноватыми, потому что у нас внутри есть ответ от нашего Отца.. Мы становимся свободными от любого человеческого осуждения, потому что знаем истину.
Именно такое сердце, говорит царь Соломон, нужно хранить более всего хранимого, потому что из него исходят источники, ведущие в жизнь вечную для каждого из нас.
Как видите, никаких противоречий в Писании нет, если посмотреть на ситуацию глазами нашего Небесного Отца. Если наше сердце научится смотреть на мир с точки зрения Бога, то весь мир вокруг нас изменится, а сами мы станем светом этому миру, чтобы помочь другим людям отыскать дорогу к истине, которая делает людей свободными.
Хорошая статья. Согласен со всем, кроме наследственности: сердце испортилось тогда, когда мы погрязли в искусственном мире, который Бог не создавал (Я про города, технику и загрязнение окружающей среды, про выкачивание нефти и газа, которые являются органами Земли).
Дело в том, что здесь, похоже, все от обратного. То что мы погрязли в искусственном мире, это закономерно, по другому и быть не могло, просто потому, что мы уже родились такие. Как бы слива ни прикидывалась вишней во время цветения, в итоге, все равно родит сливы. Так и мы, какими бы хорошими мы ни казались в детстве, все равно упорно идем по предначертанному. Гены Адама сказываются.
Не думаю, потому что Бог не станет допускать такого, потому что по законам любви дети не должны нести ответственность за родителей.
Вы правы, но там есть оговорка, при каких условиях: — если сын отвратился от греха и стоит в истине, то он не несет наказаний своего отца, но если продолжает делать беззакония, то грехи родителей падут на головы детей.
Как-то несправедливо получается: дети не могут быть веновны за то, что родители натворили. Все грехи касаются только родителей лично, их будущих воплощений, но не детей — это моё мнение, основанное на рассуждении о том, что Бог — это любовь, а любящий отец никогда не сделает так, что дети будут страдать из-за родителей, потому что это противоречит любви.
Видишь ли, Денис, если ребенок воспитывается в семье, где «приветствуется» какой либо грех, то привыкая к этому, ребенок уже не считает, что это что-то неправильное, для него это нормальная среда обитания. Естественно, что и окружение себе он ищет подобное, потому что чувствует себя в этой среде, как дома. Но, как правило, дети превосходят своих родителей, так как им не приходится начинать что-то с нуля, у них уже есть пример перед глазами. И вот тут получается, если смотреть относительно греховности, что грех в детях набирает еще большие обороты, или, так сказать, более изощрен. Вот об этом и речь. Но, опять же, это в том случае, если ребенок в свое время, вдруг не противостанет этому греху.
Если мы не принимаем грех, он останавливается на нас и не передается нашим детям. Но если мы идем по накатанной, то тут, как снежный ком. И это не значит, что если отец в семье, например, прелюбодействовал, то и сын будет, именно, прелюбодействовать. То есть сын, конечно, будет это делать, но привяжутся еще и другие грехи, свои собственные: это может быть и сквернословие и воровство и зависимость от алкоголя и все, что угодно, потому, что почва уже «удобрена» грехом отца, для «процветания» грехов сына. Ну это образно я говорю, не обязательно, что именно так, но очень близко. И наоборот, если сын отвергает отцовский грех и не следует по этому пути, то ничего не пристанет.
У меня на глазах был пример одной семьи, где и мама и папа были патологическими алкоголиками, очень дружными, надо сказать, но алкоголь правил бал в их семье до такой степени, что на лице было все написано, не ошибешься. У них было два сына и два абсолютно разных результата в итоге: старший был противником такого образа жизни, после школы сразу женился и ушел из семьи. И живет благополучно до сих пор. Второй же сын (мой одноклассник) не только спился, но впоследствии увлекся наркотиками и даже отсидел. Хотя, сам по себе, добрый ласковый человек. Разное отношение детей к проблеме, в которой находилась их родительская семья, сыграло определяющую роль в их дальнейшей жизни.
Вот это имеется ввиду, когда говорят, что грехи родителей падут на головы детей. Бог никогда не накажет того, кто не заслужил наказания, но допускает наказание для исправления человека, а не ради самого наказания. Если сын не следует греховному примеру отца, то естественно, он не будет отдуваться за грехи первого.
И еще один момент очень поучительный: Зная, что такое распространения греха имеет место быть, Бог подвигает нас, родителей, стараться избегать греха самим, чтобы не подвергать последствиям своих детей. В Слове нет противоречий, только то, что на самом деле имеет место быть в жизни человека. И Бог нас об этом предупреждает.
Я про это и говорю: передача греха зависит от окружения, а не передаются через гены.
От окружения зависят наши поведенческие грехи, а вот первородный передается через гены. Ведь нет на земле ни одного человека, который бы ни разу не согрешил, даже очень желая того. Знаешь поговорку:» хотел как лучше, получилось, как хуже». А Павел (апостол) говорит на эту тему так: «доброго, чего хочу, не делаю, а злое, чего не хочу, делаю. Когда такое происходит, то это уже не я делаю, а живущий во мне грех. Грешный я человек. Кто избавит меня от этого тела, которое несет в себе смерть?». Или, например, об языке. Говорится, что язык укротить никто не может и это неудержимое зло. Эти примеры, как раз, говорят о том, что первородный грех передается генетически (потому что передается через тело). Здесь я не имею ввиду передачу каких-то семейных грехов, а общечеловеческую причастность ко греху.