20 марта 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь. Большинство из нас знает его произведения, которые были далеки от христианский идей. Такова была советская действительность — нам нельзя было иного знать о писателе. «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор» и «Мертвые души» — вот весь джентльменский набор познаний о Гоголе среднего выпускника средней школы.
—
Лишь после развала СССР , начали больше говорить о другой стороне медали творчества великого писателя. Известно, что Гоголь, после мучительного душевного кризиса, летом 1845 года обратился к Богу. В его последующий период жизни были написаны произведения, хоть и не столь объемные и известные, но весьма интересные всем верующим в Иисуса Христа.
—
Приведу одно письмо Николая Васильевича, которое меня в свое время очень затронуло и вдохновило, когда я его нашел и прочел. Н.В.Гоголь «Духовная проза» (Из-во «Русская книга», 1992, 560 с.)
( Автор вступления Денис Подорожный).
—
Христианин идет вперед
—
(письмо к Щ….ву)
—
Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигли настоящей зрелости и развития, и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик, и до самого гроба ученик.—
По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не продвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и, где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества, потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих.—
Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула перед ним даль и подвиги — угаснула и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он как юноша, алчет жизненной битвы: ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в самом себе, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются непрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и от чего становится он, чем дальше, тем умнее.
—
Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся в нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покой на душе и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно.—
Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и её может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной.
—
Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней день и ночь, прося и день и ночь её у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем. Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. Все становится для него учителем; весь мир для него учитель; ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из неё сокровищ, потому, что больше всех будет слышать, что он ученик.
—
Но если только возомнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как Царь Соломон в свои последние дни.
—
Дата написания 1846 год.
Ум не двигнется вперед,пока не двигнутся другие наши способности,от которых ум умнеет,а мудрость нам дает Христос.Сильно сказано.
О Гоголе трудно говорить, как о человеке верующем в Бога, скорее Гоголь признавал существование Бога и всего сверхъестественного, особенно черта, которого боялся и о котором любил писать. Из воспоминаний современников в последние годы жизни у Гоголя от страха перед смертью и перед встречей с неизведанным за гранью жизни пошатнулось его умственное и душевное состояние. О нем можно говорить и спорить очень долго.
Дело в том, что человек, признающий существование Бога, признает и существование Его противника, иначе это абсурд. Страх смерти, по большому счету, как и страх перед неизвестным, не может быть мерилом духовности человека. Верующий человек постоянно испытывает нападки со стороны темных сил, направленные на разрушение его веры. Апостол Петр отрекался от Христа, но снова вставал и продолжал жить для Него. Чем отличается верующий человек от неверующего? Верующий человек семь раз упадет и встанет. Неверующему достаточно упасть один раз и его нет. Но и этим нельзя мерить всех людей подряд. У Бога с каждым из нас отдельный разговор.
Спасибо вам, Владимир, за подсказку, все исправила.
Очень интересно вы всё про Гоголя написали.
У вас замечательный сайт и отличные статьи! Желаю успехов и развития!
Очень интересные сайт, и конечно же, статья. Желаю Вам успехов и Божьего благословения!
Прочитал вашу статью и сразу школа вспомнилась. Как я не любил всех этих поэтов в школе!!! Ужас. А сейчас с удовольствием читаю. Парадокс какой-то
Да потому, что все эти произведения в школе, не по возрасту детей. Изучать то, в чем еще не имеешь опыта не интересно, потому, что сравнить не с чем и обсудить нечего. Не пережито еще, так сказать. А вообще, это конечно, мое мнение, когда произведения великих писателей да и другие тоже, читаешь в свете Писания, все открывается совершенно по другому, словно заново увидел.
На самом деле, как-то странно в 12-14, даже 15 лет читать произведения классиков. Лично я не понимала все эти переживания, проблемы героев и т.д. С возрастом, перечитывая некоторые произведения, на многое взглянула взрослым взглядом. Теперь интересно, есть с чем сравнить, пришло понимание. Так что, изучение в школе, конечно, нужно, для кругозора, но многое ребенок все равно не понимает.
Вот и я о том же. Все таки для школы нужно подбирать произведения более близкие по уровню восприятия для школьников.
Это сторона творчества Гоголя для меня совсем нова. Спасибо, просветили.
Я тоже была приятно удивлена, когда узнала об этом.
Не соглашусь я с Гоголем, пожалуй. Я не думаю, что только христианство способно давать стремление двигаться вперед после 40 лет.
Гоголь очень интересный и загадочный писатель, может он всё-таки знал что-то, к сожалению мы этого уже никогда не узнаем.
Вы открыли мне Гоголя. Много не знала. Спасибо, Ольга. Статья интересная и вдумчивая, так просто не прочтешь…..
У меня всегда было неоднозначное отношение к Гоголю. Многие говорили о том, что он верующий человек, но в его произведениях я этого не находила . Но если он в конце жизни действительно пересмотрел свое отношение к Господу , то значит так должно было случиться. Пути Господни неисповедимы и каждый приходит к нему своей дорогой и в свой час .
Оказывается, не все нам о нем говорили, но судя по этому письму, он действительно, был или стал, верующим человеком, я могу подтвердить его слова о том, что когда тебя касается Бог, то весь мир становится для тебя учителем, из ничтожного можно вычерпать бездну откровений, это то состояние, о котором неверующий не может знать.
Нельзя не согласится с Николаем Васильевичем, что после 40 лет умственные и физические силы человека проходят свой экватор и начинают идти на спад. Но его пониманием жизни после 40 как-то тоже не вселяет оптимизма
Прав Гоголь, человек вечный ученик, а Бог его вечный учитель, пока живем нужно стремиться вперед, но не только в развитии своего ума, но и в развитии своей души и духа.
Совершенно верно.