Ибо в праздник Кущей, на семь дней, дом
становится для человека временным обиталищем,
а куща (шалаш) – обиталищем постоянным.
«и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;» /Левит 23:41/
«в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах,» /Левит 23:42/
«чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.» /Левит 23:43/
Куща (шалаш) должна стать нашим основным обиталищем. Все то, что обычно мы делаем в доме, мы должны в эти дни делать в куще, — сказано в Библии… Каждую осень, когда погода начинает портиться, мы на неделю оставляем наши дома, чтобы домом нам стал заповеданный шалаш, где мы непосредственно ощущаем свою зависимость от стихий.
Не знаю, как у кого, но у нас в этом году все соответствовало Писанию, как нельзя точно. Погода испортилась настолько, что мы полностью ощутили на себе, что значит быть зависимым от внешних факторов, а если учесть, что еврейский народ жил не в укрепленных городах, а в пустыне своего странствования, то кроме погодных условий и стихий, существовала еще опасность нападения диких животных.
Живя в кущах (шалашах), тем самым мы свидетельствуем о нашей вере в Божественное провидение и в исходящую от Бога защиту. Как наши далекие предки, о которых сказано Богом, что те шли «за Мной по пустыне, по земле незасеянной».
Прожить в шалаше неделю – это своего рода незабываемый и яркий опыт. Тем не менее, вряд ли вы скажете, что исполнить это очень легко.
В течении семи дней праздника Кущей, именно куща — легкий шалаш, покрытый пальмовыми ветвями, сквозь которые видно яркое звездное небо, становится нашим домом, той средой, в которую перенесена наша жизнь – со всеми ее помыслами и устремлениями. Все, что мы делаем в это время – в том числе и за пределами кущи – включено в наши отношения с Богом.
Любой праздник можно отмечать тем или иным образом, и лишь в отношении одного из них – Праздника Кущей — сами условия празднования предполагают один подход: когда наша жизнь и исполнение заповеди сливаются воедино. Праздник Кущей не велит нам что-то делать, он велит нам быть «теми, кто живет в шалаше». Сделав шалаш на семь дней в году нашим домом, мы вспоминаем наши корни, обретаем наше представление о себе.
«в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней;» /Левит 23:40/
Это повеление имеет глубокий смысл и говорит нам о четырех типах людей, составляющих наше общество, а так же о том, что каждый человек имеет непосредственную ценность, независимо от его природных черт и достижений.
Талмуд, подводя итог сорока поколений устной традиции интерпретации Торы (еврейской Библии), в результате ряда объяснений и толкований слов на иврите установил, что Четыре Вида, употребленных в этом стихе: «плод дерева великолепного (в этом стихе русский перевод не совсем корректен), ветви пальм, отростки дерева густолиственного и вербы речной» — это есть лимон, пальма, мирт и ива.
ЧЕТЫРЕ РОДА ЛЮДЕЙ:
Миссия человека в жизни состоит из двух основных задач: учения и действия. Библия – это инструмент, посредством которого мы учимся: получаем знание о нашем Творце и способности проникновения в суть жизни. Заповеди Бога – средства, при помощи которых мы действуем: строим лучший и более святой мир, превращая физическое творение в дом Бога.
Эти две основные задачи определяют Четыре Вида, соответствующие четырем типам людей:
Лимон – обладает приятным вкусом и восхитительным ароматом, представляет совершенного человека, который и учится, и действует.
Пальма – приносит плод, имеющий вкус, но лишенный запаха: это портрет ученого-затворника, растущего в своей мудрости, но избегающего мира действий.
Мирт – благоухающий, но безвкусный – это энергичный человек, изобилие его добрых дел поглощает все его время и силы.
Ива — лишенная вкуса и запаха, представляет личность, которая не учится и не действует, не реализуя свой интеллектуальный потенциал и способность усовершенствовать мир.
Если с первыми тремя все более-менее понятно, то четвертый кажется нам совершенно бесполезным. Ива, дерево без аромата и вкуса, лишенное способности к учению и действию. Но почему этот вид перечислен среди Четырех Видов? Ива не проявляет никаких положительных качеств, но ее корни погружены в берега ее родовой реки и питаются водами наследия. Она также потомок Авраама, Исаака, Иакова, в ее жилах так же течет любовь и благоговение перед Богом, завещанная ими всем потомкам. Другой признак ивы – она «растет в братстве». В этом уникальная черта человека – ивы: сам по себе он может не проявлять никаких положительных черт и достижений, но когда он оказывается в общине, вдруг становится видна аура святости, присущая каждой индивидуальной душе. Здесь проявляется вторая заповедь Мессии — возлюби ближнего своего, как самого себя. Братская любовь создает благоприятные условия для каждого человека, чтобы в нем проявился образ Божий.
В праздник Кущей все эти Четыре Вида «все связаны вместе в один пучок », каждый как неотъемлемая часть семьи Бога, говорит Писание.
Интересный праздник . Сложно представить как в плохих погодных условиях можно прожить целую неделю в шалаше . Только и остается на Бога надеяться .
Да, это оказывается не просто отказаться от привычного уклада жизни, даже зная, что это только на несколько дней.