Хочу поделиться с вами и порассуждать, что такое религия и какое отношение она имеет к вере в Бога. Давайте представим диалог, который вполне мог состояться, например, между мною и любым из читателей:
Я: — Какую религию вы исповедуете?
Читатель: — христианство, ислам, буддизм, или еще что-то.
Я: — А как это проявляется в вашей жизни?
Читатель: — Я соблюдаю праздники, хожу в церковь или мечеть или в буддийский храм, соблюдаю посты, молюсь по несколько раза в день, делаю пожертвования, и т.д.
Я: — А как вы думаете, если вы не будете соблюдать все это, Бог вас накажет?
Читатель: — Думаю, что да, потому что я должен соблюдать заповеди и Закон Божий, и еще делать разные дела, которые угодны Богу, например, съездить и поклониться святым местам или совершить паломничество к истокам нашей веры.
Эти вопросы и ответы настолько стандартны, что у большинства сложилось мнение, что это так и должно быть на самом деле.
Я сейчас не хочу сказать, что это не правильно, я хочу лишь рассказать, чем все-таки отличается религия от веры. Приведу высказывание немецкого писателя Новалиса:
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу»
Здесь, конечно, комментарии излишни, так как понятно с каким опьяняющим действием ассоциируется понятие религии. Несколько лет назад меня просто возмущало это высказывание и я ревностно отстаивала свои взгляды в защиту религии. Прошло время и появился опыт не только в жизненном, но и в религиозном плане. И взгляды мои стали несколько иными, потому, что Слово Божие, если мы изучаем Его, расставляет все на свои места.
Если посмотреть в Библии, то Ветхий Завет, как раз и представляет собой ту самую религию, о которой мы сейчас ведем речь. Чтобы убедиться в этом посмотрим что говорит нам по этому поводу Википедия. Там говорится, что в понятие религии, наравне с такими её атрибутами, как вера в сверхъестественное, как моральные нормы и типы поведения, входит и такое понимание как: обряды и культовые действия. Сравниваем с книгами Ветхого Завета, все один в один сходится. И вера в сверхъестественное, и свод моральных норм, и обряды и культовые действия. И с этим не поспоришь.
Как правило, во многих случаях среди тех, кто считает себя религиозным, доминирует последнее: обряды и культовые действия. Но все дело в том, что как раз эта составляющая религии, сама по себе, никого не спасает, никого не оправдывает и никого не прощает, как бы нам то не мерещилось. Хочу сразу обратить ваше внимание на один аспект. Если в вероисповедании присутствует религия, то она должна иметь под собой смысл. Религия без смысла, действительно, «приглушает боли вместо того, чтобы придать силу».
Бог в ветхом завете предусмотрел религиозные аспекты для своего народа с особой целью. Это не было просто Божьей прихотью для управления человеком, но каждый праздник, каждый культ нес в себе определенный смысл для достижения Божьей цели в Его народе в определенное время.
Через ежегодное напоминание, посредством обрядов, культов и праздников, Бог имел своей целью сохранить свой народ в целостности до времени пришествия Мессии, когда религиозный смысл обретет реальное воплощение. В этом аспекте религия оправдывает себя полностью. Ежегодное приношение жертвы за грех, обряд отпущения грехов, посредством козла, на которого через рукоположение возлагались грехи всего народа и он отпускался в пустыню — все это напоминало обещание Богом спасения Своему народу, через смерть Мессии, который должен был прийти в конце веков, как говорит Писание, и забрать на себя грехи всего человечества.
По мере того, как исполнялись пророчества, часть обрядности отпадала сама по себе. Хотя все культы и жертвы по сути, напоминали лишь об одном главном событии в истории человечества, которое должно было произойти в назначенное Богом время — о Смерти и Воскресении Мессии.
Когда исполнилось Божье время и свершилось то, о чем пророчествовали все религиозные обряды ветхого завета, многое из соблюдаемого стало не нужным, потому что потеряло свой смысл. Если просмотреть хронологию событий, то становится видно, что Бог сам убирает религиозные культы из жизни своего народа. Это выразилось прежде всего в том, что в 70 году от Р.Х . был разрушен Иерусалимский Храм. Вместе с Храмом ушла жертва, так как жертва не могла приноситься где попало, а должна была приноситься в определенном месте на жертвеннике, но жертвенник был уничтожен вместе с Храмом. Соответственно и кровь, которой окропляли жертвенник в ветхом завете, так же была отнята. Первосвященники так же перестали существовать как посредники между Богом и человеком.
Все, что имело религиозную составляющую, с разрушением Храма, просто перестало существовать. Тем самым Бог показал, что роль культов, обрядов и жертв была выполнена, и больше они не имели силы. Им на смену пришло реальное их воплощение в Лице Иисуса Христа, который пролил Свою Кровь, стал Совершенной Жертвой за грех, а так же стал единственным посредником между Богом и человеком. Как говорит Писание, Храмом теперь являются наши тела, потому что там обитает Святой Дух.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (! Кор.6:19)
Народ Божий, и в его лице все человечество перешло на новый этап своего развития — в эпоху Святого Духа, который отличается от предыдущего этапа тем, что события из сферы осязаемого переходит в сферу неосязаемого, из измерения плоти в измерение Духа. Храм Божий теперь создается Духом Святым в теле каждого человека, который пригласит Его в свою жизнь. Как написано
24. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет 25. и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все. (Деян.17:24-25)
Нигде в Новом завете мы уже не встречаем указаний Иисуса Христа соблюдать что-то, что является религиозным обрядом, кроме одного, который еще исполнился не до конца. Я говорю об обряде хлебопреломления или Вечере Господней или Причастии. Соблюдая этот обряд человек становится причастным не только к смерти Иисуса Христа, но и к Его Воскресению. Иисус Христос Сам, участвуя в этом обряде, рассказывает Своим ученикам весь смысл происходящего и дает наказ ученикам «творить сие в Его воспоминание». То есть соблюдение Вечери Господней еще остается. Почему? Потому, что пророчество о Воскресении исполнилось еще не до конца. Христос воскрес, как первенец из мертвых, но участие в последнее Воскресение тех, кто веровал во Христа и умер физически, еще впереди. Поэтому этот религиозный обряд еще имеет силу и должен соблюдаться, как напоминание о грядущем событии.
К тому же, в процессе разграбления Иерусалима, был разрушен не только Храм, но так же утерян ковчег Завета с непременными атрибутами ветхого завета: каменными скрижалями, манной небесной и расцветшим жезлом Аарона. Опять же, все это можно рассматривать как символ ушедшего времени. Время кончилось и прошлое уже не имеет никакой силы. Если бы не так, неужели Богу составило бы труда сохранить все эти религиозные атрибуты. Но Бог допускает это для того, чтобы разрушить в сердцах людей все, что касается прошлого. Это были вспомогательные линии на великолепном плане спасения, разработанном Богом. Зная, что человеку свойственно искать для себя материальные привязанности, Бог убирает все это из поля зрения Своего народа. Замечу, что даже тело Моисея (великого лидера еврейского народа), после его смерти, не было найдено. Бог утаил его, дабы никакое поклонение человеку не стало препятствием для осуществления великого Божьего плана.
Пришло время Святого Духа, время возрождения души. Этот процесс возможно самый сложный, так как отсутствует материальный или религиозный компонент нашей веры. Бог начал работу в сердце человека. Он сделал все, чтобы была восстановлена связь творения со своим Творцом. И роль посредника в этом диалоге отведена единственному из людей — Иисусу Христу.
«Ибо один Бог, один и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1 Тимофею 2:5)
Дух Святой является той ипостасью Бога, которая будет совершать работу внутри человеческого сердца, поселившись в нем и сотворив для Себя Храм.
Сложно? Трудно понять и принять? Но так говорит нам Библия. Лично на мой взгляд, все очень логично и естественно и очень похоже на взросление человека в частности. Я не знаю ни одной девушки, достигшей совершеннолетия, которая бы испытывала потребность играть в куколки. Напротив, у неё появляются желания, соответствующие её возрасту: завести семью, родить ребенка. А куколки и пупсики это как образы будущего, которое когда нибудь наступит, атрибуты её детства. Став взрослой, ей больше не нужно каждое утро играть в кукольный домик для того, чтобы в её семье был мир и благополучие. Для этого ей нужно использовать качества своей души: внимание, заботу, любовь. Детство кончилось и вместе с ним ушли куколки, пупсики, и маленький игрушечный домик. В развитии человечества тоже закончился период детства, и наступил период совершеннолетия, когда необходимо позаботиться о спасении своей Души в первую очередь.
Вы совершенно правы, Ольга!
И правы в том, что к осознанию многих здравых истин человек приходит только со временем с Божьей помощью. Но только при условии, если сам стремится к Богу и движется к Нему.
Становится понятным, что особенно по условиям нового завета на первом месте стоят личные отношения с Богом. А исполнение заповедей, записанных в Торе укрепляет веру и эти отношения, приближает к Богу и способствует тому, чтобы в человеке отразился образ Божий так, чтобы и для окружающих это было видно, а имя Божье прославлялось таким образом и служило ко спасению ближних. Слава Богу!
Спасибо, Юрий, что дочитали до конца статью. Я честно говоря, очень рада вашему комментарию. Приятно, когда приходят люди, которые понимают во что они верят. Изначально статья задумывалась несколько в ином ракурсе, но в процессе работы, Бог повел именно в этом направлении, и я сама для себя, в первую очередь,получила откровение через написанное. Благодарю Его, Он работает через нас и для нас, потому что очень любит. Слава Богу!
Очень правильная статья. Да благословит Вас Господь обильно!
Спасибо, Ирина, я правда, радуюсь с каждым подобным комментарием, это потому, что вы есть, мои дорогие братья и сестры, кто понимает все правильно. Пусть Бог и нас вас изольет обильно Свою благодать.
Полностью согласна с тобой сестра Оля, Господь сказал:»Когда приду, найду ли веру у людей?» В 1997 году мне было дано открытое видение и сказано читать «Откровение Иоанна», с тех пор я молюсь за единство и чистоту тела Христа.
Аминь!!! Слава Богу! за то, что Он открывает детям волю Свою — благую, угодную, совершенную!!!
мне сложно о себе лично рассуждать о Боге, хоть я и понимаю стремления других людей в этом направлении. Для меня вера это нечто иное, и я уверена что каждый сам вправе выбирать свой путь.
И я считаю для тех кто верит, не обязательно ходить в церковь как на работу. Вера в бога это стремление души.
Речь идет не о том, чтобы верить в то, что Бог есть, это уже не вопрос, а о том, чтобы верить в то, что Бог обещает нам. Но для этого нужно, по крайней мере, читать Писание, чтобы узнать Его обещания относительно нас. Если не ходить в церковь (а там как раз рассказывают о воле Божьей относительно человека), и не читать Слово Божье тогда не понятен сам термин «верить». Во что верить и кому верить? Самому себе, так это абсурд, ведь что человек может пообещать другому или самому себе с полной уверенностью, что обещанное исполнится???? Обещать может только Ветхий днями, т.е. Бог. Он вечен и знает все наперед, потому-то, Его обещания имеют силу исполняться. Их то нам и нужно знать, чтобы верою получить обещанное. А все остальное это иллюзия.