«Можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея?» (Михей 6:7)
Другими словами: можно ли загладить свои преступления пред Господом, множественными пожертвованиями и приношениями?
Перед человеком, наверное, можно. Человек любит всякую мзду и подарки. Поэтому, отождествляя Бога с самим собой, превратно полагает, что «кровь тельцов и агнцев» (условно говоря) принесенная в жертву, может снять с него груз совершенных преступлений . Но ведь действительно, в древнем Израиле закон Моисея предполагал жертвоприношение за всякий совершенный грех. Кроме того, Богом было выделено целое колено Израиля — колено Левия, чтобы быть священнослужителями в Храме. Люди из этого колена, по сравнению с другими, не имели удела на земле, от которого они и их семьи могли бы иметь пропитание. Уделом Левитов был Господь. В обязанность священников входило служение в храме и совершение жертвоприношений, разновидностей которых было очень много, согласно разновидностей греха человека. Так же священники решали все административные вопросы в народе. Они же являлись и врачами. Точнее не теми врачами в нынешнем понимании этой профессии, а теми, кто мог помолиться за человека пред Господом и попросить для него исцеления, а так же поставить диагноз: болен человек или здоров. Если вдруг у кого-нибудь появлялась проказа, то по закону Моисея, он должен был покинуть стан и жить обособленно, дабы не быть угрозой заражения для других людей. Бывало, что таких людей, отчужденных от стана собиралось достаточно много и они были предоставлены сами себе в том смысле, что их лечением никто не занимался. Господь был их врачем. У Священника находился определенный устав, согласно которому, по истечении времени он определял, приходящего к нему, очистился человек от проказы или нет. Только священник мог объявить человека чистым ( т.е. не представляющим угрозу заражения), или нечистым. Если Священник признавал человека чистым, то это означало, что Бог исцелил этого человека и приносилась жертва благодарения. Согласно закону, священники имели доход от пожертвований. Это было их содержанием от Господа. На каждый праздник, всякий из народа, приходящий в Храм, приносил пожертвования. Это могла быть жертва за свои грехи или грехи своих домашних. Так же приносились и жертвы благодарения. Всякий обряд, совершавшийся в Храме, также сопровождался определенной жертвой. Раз в год Первосвященник приносил жертву за грехи всего народа Израиля. И это далеко не все. За каждый грех приносилась особая жертва. Знать какая именно, было обязанностью священников, служивших в Храме. Народ, в массе своей, не был искушен в тонкостях и особенностях жертвоприношений, поэтому, приходя в Иерусалим, каждый нес с собой деньги, на которые можно было бы купить животное или птицу, которых должно было принести в жертву за тот или иной грех или в благодарение. Потихоньку внешний двор Храма стал превращаться в этакий «обменный пункт», где можно было обменять деньги на товар. Там где собирается множество людей, всегда образуются стихийные рынки и торговые лавки. Нечто подобное происходило и в Храме. Поэтому, когда услуги, предоставляемые на территории Храма, достигли своего аппогея в беззаконии, мы и читаем, что
» Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в Храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома отца Моего не делайте домом торговли.»(Иоанн.2:13-16)
Так как закон Моисея в Израиле представлял собой основу государственности, на котором базировались все нормы поведения, отношения между людьми и Богом, административные и уголовные штрафы, наказания за ту или иную провинность, то пожертвования и приношения, были неотъемлемой частью этого общества, так как определяли собой уважение и почитание законов, данных Богом Израилю, и почитание самого Господа, как источника всякого даяния.
В силу того, что священнодействие в Израиле передавалось по наследству (по колену), фактор духовности человека при передаче священства не учитывался, учитывалась принадлежность к колену Левия. Мы с вами уже знаем, что если человек не имеет помазание Духа Святого, то стоять в святости пред Богом, для него занятие невыполнимое. Но в то время Христос еще не умер и не воскрес, и Дух Святой не изливался на каждую плоть. Поэтому священнодействие ветхого завета считается несовершенным, потому, что по плоти, а не по Духу.
Для чего вообще Бог дал повеление Израилю приносить жертву за грех?
Израиль времен Моисея, это люди, еще вчера бывшие рабами, не чувствующие себя народом, не имеющие внутри себя самоконтроля, но ожидающие руководства над собой. Ропот, был привычным для них занятием на протяжении всего странствования по пустыне в течение 40 лет. В силу этого, поколение людей, вышедших с Моисеем из Египта, не смогли войти в землю Обетованную, а вошли уже только их дети, рожденные, хоть и в пустыне, но в свободном обществе. Всему причиной рабское мышление, от которого не так-то легко отделаться. Бог, уже от начала истории человечества, предопределил пришествие Мессии в определенное время, в определенное место, в определенном народе. Желая спасти Свое творение, Бог сам пришел на землю в теле человека и совершил Спасение. Но это произойдет только через 2000 лет после тех событий, которые мы сейчас рассматриваем. А до этого времени, Бог должен был сохранить Свой народ в чистоте, чтобы от него мог родиться Мессия. Жертвоприношение за грех, учитывая все особенности того периода, было реальным сдерживающим фактором, стимулирующим народ жить в праведности. За совершенный грех нужно было платить. Грешишь — плати. Множественность запретов, присутствующих в законе, показывало множественность греха, творимого народом, еще недавно находившегося в рабстве у могущественной и прогрессивной империи, но погрязшей в идолопоклонстве и различных религиозных культах. Всякий запрет появляется по причине произведенных запретных действий.
«…проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и посставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет Аминь.
Проклять злословящий отца своего и матерь свою! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.
Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, к то ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, кто ляжет с каким-нибудь скотом! И весь народ скажет: аминь..
Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь.
[Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]
Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь.
Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.
Целью Божьего плана было сохранить народ Израиля в праведности и чистоте ко времени пришествия Мессии. Конечно, кровь тельцов и агнцев не могла смыть греха, которым заражен был весь мир, но ежегодное напоминание о нем, сохраняло в умах и сердцах людей мысль о греховности человека, и тем самым делало желанным скорейшее пришествие Мессии, как спасителя Израиля.
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому, что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждодневно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.» (Евр.10:1-4)
Пришествие обещанного Израилю Мессии, должно было открыть новый этап в человеческом мышлении и сознании. Бог предлагает человечеству спасение даром, посредством заместительной жертвы Своего Собственного Сына, в котором пребывал Он Сам — Творец Вселенной. Трудно осознаваемое для человека, таинство Божие. Но Бог и не предлагает нам понимать это , Он предлагает нам принимать эту Жертву, принесенную за каждого из нас лично, и верить в искупление, совершенное на Кресте Господом Иисусом Христом.
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.»(Ин.3:18)
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.»(Ин.5:24)
Здесь Христос говорит нам, что если мы принимаем Слово Божье и верим в дело спасения, которое совершил Отец через Сына, то мы уже имеем жизнь вечную, потому, что перешли от смерти в жизнь. Мы перешли от ветхого в новое, от служения плоти, которое диктовало нам, что за всякий совершенный грех нам нужно дать жертву Богу, к служению Духа, которое по вере в Искупительную Жертву Христа, оправдывает нас даром.
Что же теперь? Можно грешить сколько угодно и каяться, не принося притом жертвы и не неся ни в чем урона? Никак нет. Иисус дает нам новую заповедь, которая представляет собой не меньший труд: «Да любите друг друга».
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего своего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.» (Рим.13:8-10).
Слово Божье учит нас, что» любовь есть совокупность совершенства». Любовь преобладает над всем. Любовь это источник сотворения этого мира. Любовь покрыла все наши грехи. Любовь умерла за нас на Кресте и Воскресла ради нас . Любовь держит по сей день этот мир в Своей руке. Любовь есть начало всего. Бог есть любовь.
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому, что Бог есть любовь.»(1 Ин.4:8)
Как говориться на бога надейся — сам не плошай.
Да всё в этом мире не просто так.Но то, что бог есть любовь это правда.